Понятие value for money упоминалось раньше едва ли не на каждой странице западных хай-файных журналов. Теперь, когда почти вся недорогая электроника и акустика от известных брендов делается в Китае, рассуждения о соотношении качества и цены утратили смысл. Но иногда встречаются вещи, которые заставляют вспомнить и переосмыслить старый критерий. Перед нами – как раз такие.
С новой серией Chora мы уже успели познакомиться, послушав напольные 826-е. Единственные в линейке полочники не отличаются от них ни стилем, ни оформлением, поэтому не будем повторяться насчет дизайна. Лучше поговорим о другом.
Итак, эта акустика сделана во Франции. Производитель уверяет, что французскими в новых АС является все: корпуса, драйверы, даже отдельные детали. Теперь вопрос: много ли вы знаете европейских колонок уровня Hi-Fi, но ценой чуть больше 500 евро за пару, которые были бы также полностью изготовлены в Старом свете, а не в Азии, где рабочая сила раз в пять-десять дешевле? Лично мне в голову не приходит ни одного примера. Либо Focal сделала какое-то технологическое открытие, позволившие ей выпускать колонки с минимальными трудозатратам, либо в Chora скрыты какие-то экономичные решения. Поскольку имеющееся на официальном сайте техническое описание не сообщает подробностей о конструкции, мы решили, что проведем тест лишь после того, когда сами увидим, как и из чего сделаны французские новинки. И вот что мы увидели, когда сняли закрепленное на двухстороннем скотче обрамление мидбасовой головки и вынули сам драйвер (крепится он, кстати, надежно – на шести винтах).
Корпуса – самые обычные, из плит MDF. Внутри вклеены угловые усилители. Имеется также силовая распорка с вырезом. Фасадная часть сделана из более толстой плиты. Звукопоглощение умеренное – на внутренние поверхности уложен слой синтепона толщиной в палец-два, причем в той области, на которою «смотрит» порт фазоинвертора, белую массу звукопоглотителя даже не поленились зачернить специальной краской.
Пищалка – с крупным ферритовым магнитом. Она отличается от драйвера TNV, который применялся в серии Chorus, но идентична более продвинутому твитеру TNF от Focal Aria, так что новой французскую головку тоже не назовешь. У той вогнутый купол из алюминий-магниевой фольги на пороновом подвесе размещается открыто, а здесь закрыт несъемной стальной сеткой.
Диффузор выполнен из инновационного термопластичного полимера с углеродными волокнами. В авиа- и автоиндустрии он называется CFRP, но инженеры Focal разработали собственную формулу.
Зато корзина мидбасовика точь-в-точь как у «арийных» головок – помечена клеймом Made in France, имеет акустически прозрачную ажурную конструкцию, отлита из материала Zamac и покрыта коричневой эмалью, которая наверняка выполняет и защитные функции, и гасит структурные призвуки. Диффузор – 16,5-сантиметровый Slatefiber с выпуклым центральным колпачком – такой же, как у среднечастотника на Chora 826. Диффузор выполнен из инновационного термопластичного полимера с углеродными волокнами. В авиа- и автоиндустрии он называется CFRP, но инженеры Focal разработали собственную формулу композита с большей концентрацией легких карбоновых волокон, которые к тому же имеют определённую направленность для лучшего внутреннего демпфирования.
Судя по набору элементов (две катушки «на воздухе» плюс еще одна побольше на сердечнике, один пленочный и один неполярный конденсатор, три сопротивления с маркировкой Focal), разделительные фильтры явно не простые – минимум второго порядка с цепями компенсации. Но подключение к усилителю выполняется только по однополосной схеме, без бай-варинга.
Теперь, когда о конструкции Chora 806 известно почти все, больше не нужно гадать, как инженерам удалось поместить в малобюджетный сегмент довольно солидную по факту модель. Во-первых, за счет частичной унификации комплектующих. Во-вторых, путем компьютерной оптимизации корпусов, на которых ушло минимум материалов, но при этом они прочны и на удивление нейтральны по своим акустическим свойствам. В-третьих, за счет тех самых высокотехнологичных композитов – исследования перспективных «сэндвичей» для топовых моделей, которые безостановочно проводились в лабораториях Focal последние десять-пятнадцать лет, дали инженерам-акустикам столько научных и практических данных, что создать недорогой и эффективный Slatefiber, полагаю, для них труда не составило. Добавляем к этому и расположенные рядом отлаженные производственные линии. Такая централизация позволяет компании делать свои уникальные комплектующие и на их базе создавать акустику c беспрецедентным value for money.
Теперь, когда о конструкции Chora 806 известно почти все, больше не нужно гадать, как инженерам удалось поместить в малобюджетный сегмент довольно солидную по факту модель.
К слову, к Chora 806 заодно были разработаны и специальные подставки, придающие системам небольшой наклон для лучшего временного согласования полос (как в системах с Time Allignement). В нашем распоряжении этих стоек не было, поэтому мы сначала послушали акустику на стандартных стендах без наклона, а затем – с проставками под переднюю часть корпуса. Также мы попробовали колонки в нескольких тестовых трактах: с простым бюджетным интегральником, с более дорогим цифровым и даже в чисто аналоговом.
Мы уже знаем по Chora 826, что акустика на динамиках из Slatefiber больше других нуждается в прогреве. Но в отличие от классических бумажных или современных металлических головок, которые входят в свои рабочие параметры постепенно и порой очень долго, колонки на новых композитных драйверах поначалу звучат неважно, а затем буквально скачком обретают певучесть. То же самое повторилось и с 806. Достали из коробок, подключили и… зажатая середина, гулкие призвуки, лишенный текстуры бас… Но не прошло и трех часов, как саунд изменился радикально.
Даже с недорогим усилителем двухполосная Chora звучит как серьезная акустика из добротного среднебюджетного Hi-Fi. Динамический почерк сильный, размашистый и свободный. Бас, освободившись после разминки от призвуков «пластиковой бочки», подается глубоко и мощно. Детализация в середине и близлежащих областях не слишком акцентированная, но зато и общая картинка без «мусора», а звуковые образы цельные и внятные. С дальнейшим прогревом уходит также легкая колкость на ВЧ, а пространственная картинка обрастает деталями.
Не могу сказать, что этим системам хватит и недорогого усилителя. Контроль баса все-таки слегка ослаблен (энергетики много, а подробностей маловато), а все, из чего состоит стереосцена, вырисовывается немного укрупненно. Но есть самое важное – музыкальный баланс. Причем он почти образцовый, как у гораздо более дорогих линеек Focal. Даже поразительно, как в компании добиваются этой тональной идентичности в акустике, которая отличается ценой почти в десятки раз! Современный «фокаловский» почерк и в Chora узнается сразу, а уступка тем же Kanta или Sopra проявляется только в количестве тонких гармонических нюансов.
К важным пользовательским плюсам новых моделей отнесу лояльность к расстановке. Их можно ставить как угодно – например, с компактной базой, чтобы получить лучший фокус мнимых источников, или, наоборот, широко, ради усиления масштаба. Хотите выделить все планы и глубину в сцене – размещайте мониторы поближе к точке прослушивания и сами отодвигайтесь от стены. А если надо получить «силовую» отдачу в басовой области – придвигайте их ближе к стене. Обычно полочники дают линейность и правильное стереофоническое 3D лишь в каком-то одном выверенном положении, а для Chora все варианты рабочие, хотя это не означает, что 806-е можно ставить как попало – все равно надо немного повозиться с поиском оптимальных точек и углов. На замену акустического кабеля акустика тоже реагирует очень чутко, что за бюджетными моделями водится редко.
Новые полочники буквально раскрыли нижний регистр: они не добавили «мяса» или «жира», а просто вытянули на свет всю конкретику и все пикантные нюансы.
Бывает, что АС на композитных головках и с металлическими пищалками неважно сочетаются с ШИМ-усилителями, но Chora 806 образовала отличный дуэт с цифровым сетевым интегральником Denon PMA-150H (мы уже готовим обзор и по этой новинке). Причем сразу отпали все вопросы к басу и к микродинамической проработке. Новые полочники буквально раскрыли нижний регистр: они не добавили «мяса» или «жира», а просто вытянули на свет всю конкретику и все пикантные нюансы. Исчезли гулкие оттенки, обогатились послезвучия, панч и верхний бас стали более выверенными и естественными, а со стороны самых низких частот появилась капитальная поддержка. Изменения в сцене тоже имели конкретный характер – никакой растворенности, раздвоенности и прочей двусмысленности. Более всего радовало, что всю эту прибавку в разрешении акустика дала без какого-то насилия над нашим слухом – звук остался очень комфортным для восприятия.
Первые признаки того, что Chora 806 является «узким местом», появились лишь после включения ее в аудиофильский аналоговый тракт на очень дорогих компонентах. В каких-то момента мониторы могли слегка недоработать «воздух» и тающие шумовые шлейфы, упростить совсем мелкие инструментальные детали и одновременно подчеркнуть огрехи старых аналоговых записей. Но при этом они очень аккуратно обращались с голосом, не подкрасив ни одной форманты или сибилянта, не затушевали ни один динамический контраст и в целом очень достоверно показывали акустическую атмосферу любой площадки, студии или концертного зала, где производилась запись. Так что даже такой неравноценный эксперимент показал интересные результаты. С проигрывателем винила Chora 806 зазвучали гладко, объемно и тембрально очень насыщенно. Они педантично и очень показательно выстроили все образы в сцене. Им порой не хватало живого тепла или материальности, но к их локализации и эшелонированию придраться было невозможно. Пусть все и воспроизводилось немного технично, но не было даже намека на недостоверность или приукрашивание!
С проигрывателем винила Chora 806 зазвучали гладко, объемно и тембрально очень насыщенно. Они педантично и очень показательно выстроили все образы в сцене.
Подытожим. По всем базовым критериями (охват частотного диапазона, линейность, динамика, пространственная точность) у 806-х проблем в своей ценовой категории, считай, нет. Из всей известной нам недорогой акустики Chora 806 самым деликатным образом подходят к любому проигрываемому материалу, не навязывая своей трактовки. Вдобавок они универсальны и несут в себе культуру звучания, близкую к студийной. Такое звучание могут критиковать только меломаны с испорченным слуховым восприятием.
Похоже, Focal выпустила акустику, которую надо относить к новому поколению не только в рамках ее модельного ряда, а вообще – в масштабах всей индустрии Hi-Fi. Жаль, что у редакции нет награды «Очень удачная покупка», Chora 806 вполне бы ее заслужила.
СИСТЕМА
- Источники:
- проигрыватель винила Dr. Feickert Analogue Woodpecker с картриджем Denon DL-103
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Усилители:
- Denon PMA-600NE
- Denon PMA-150H
- McIntosh MA7200
- Кабели:
- межблочные RCA InAkustik Referenz NF-803 Phono
- цифровые InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- акустические InAkustik Referenz LS-2404 Air и Referenz LS-804 Air
- силовые InAkustik AС-1502 и P6
Focal Chora 806
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)
www.focal.com/ru
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 58 — 28 000 Гц (+/-3 дБ) || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 49 Гц || Чувствительность: 89 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/4,6 Ом || Частоты раздела полос: 3000 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 – 120 Вт || Отделка: черная лицевая панель/серый корпус, серая лицевая панель/темное дерево, кремовая лицевая панель/светлое дерево || Габариты ШхВхГ: 210 х 431 х 270 мм || Масса 1 шт.: 7,35 кг || Цена за пару: 49 900 руб.
Источник: https://www.salonav.com/arch/2019/12/akusticheskie-sistemy-focal-chora-806.htm