RU / EN

Focal снова создает интригу

19.11.2019

Если с лицевой панели убрать стоящий снизу фирменный значок Focal, то новинки легко принять за какое-нибудь скандинавское изделие, достойное самой видной витрины IKEA. Их дизайн поразительно чист и рационален, что мало характерно для французской школы, тяготеющей к эффектным выпуклым формам.

Впрочем, и «фокаловский» шарм в них угадывается без труда. Взгляните, как рельефно сделан раструб для пищалки. Он, кстати, особенный – его «раздвоение» обеспечивает более широкую дисперсию в горизонтальной плоскости и более узкую в вертикальной. Красиво закругленные кольца обрамляют также основные головки и порт фазоинвертора.

Сама «башня» стоит на клиновидной платформе, которая придает всей конструкции наклон, и таким образом получается, что басовые драйверы чуть выдвинуты к слушателю относительно верхних. А это тоже одна из фамильных черт Focal. Технология компенсации временных задержек за счёт смещения, да еще с регулируемой направленностью (под названием Focus Time), впервые появилась в самой дорогой серии Utopia, но затем была повторена в упрощенном виде (Time Alignment, без регулировки) в аудиофильских Sopra и Kanta. Теперь, как видите, разница в отклике «легких» и «тяжелых» драйверов учитывается даже в колонках ценой 1500 евро.

Еще несколько слов о дизайне. Мы специально извлекли из коробок разные пары АС, чтобы показать два самых эффектных варианта отделки (есть и третий: черные глянцевые «фасады» и чёрные корпуса с брашированной фактурой. Можете отбросить любые опасения насчет того, что стерео комплект для тестового прослушивания был составлен из непарных систем. Французская компания давно довела свое производство до такого класса точности, что подбирать комплекты АС по результатам контрольных замеров АЧХ потеряло смысл – на выходе все изделия идентичны и укладываются в жёсткие допуски.




Ну а если вас смущают нарочито простые плоские стенки и острые ребра во внешности Chora, то считайте это еще одной резонной «фишкой» – инженеры старались сделать корпуса (а заодно – и основание, целиком отлитое из пластика) максимально технологичными, чтобы при ограниченном бюджете внести в новую разработку совсем недешевые инновации.

Начнем сверху. Под перфорированным металлическим грилем установлен твитер с легким инвертированным куполом из алюминий-магниевого сплава и подвесом из порона. Однако это не знакомый нам по серии Chorus драйвер TNV второго поколения, а еще более продвинутый TNF (применяется в более дорогой линейке Aria) со сниженной резонансной частотой. В Chora 826 его диапазон начинается с 2700 Гц.

Диффузоры для средне- и низкочастотных головок получены из материала, который еще никто в аудиоиндустрии не применял – из термопластичного полимера с углеродными волокнами. Из так называемого усиленного карбоном пластика (CFRP), сегодня производят несущие детали крыльев и фюзеляжа самых современных авиалайнеров. Однако инженеры Focal пошли дальше – они не стали брать сырье из предлагаемой поставщиками CFRP номенклатуры, а подобрали свою «трехслойную» формулу и добились, чтобы концентрация внутренних легких волокон была максимальной, а их ориентация в толще мембраны имела специальную направленность. Так получились диффузоры Slatefiber – такие же легкие и жесткие, как из тканного углекомпозита, но с гораздо лучшим внутренним демпфированием.

Новый материал также позволил сделать среденечастотник с очень малой массой подвижной системы, но равным по диаметру (16,5 см) длинноходным басовикам, что выгодно для получения лучшей согласованности с НЧ. Этот драйвер вступает с 270 Гц.

Лично я нашел лишь один настораживающий момент: в характеристиках к Chora 826 говорится, что номинальное сопротивление составляет 8 Ом, но минимальное значение опускается ниже трех! Конечно, здесь бы не помешало раздельное подключение кроссоверов по бай-ампинговой схеме, чтобы облегчить задачу выходным каскадам усилителей, но Focal традиционно придерживается простейшей схемы соединения. И как раз по этой причине мы решили слушать системы не с AV-ресивером, а с интегральником, который может контролировать тяжелую нагрузку. Но это еще не все. Чтобы акустика могла получить от усилителя необходимый ток без каких-либо ограничений, мы запаслись еще и двумя разными комплектами акустических кабелей.

Для начала подключаем колонки при помощи InAkustik LS-1603 – 16-проводным «мультикором» с серьезным сечением по меди. И Chora тут же обескураживает глубиной воспроизводимого баса. Мы привыкли, что производители часто (и даже не краснея) заявляют для небольших напольных систем воспроизводимую полосу от 25 — 30 Гц, хотя на деле ни о каком приближении к сабвуферному диапазону даже речи не идет. У Chora 826 в паспортных данных указаны скромные 39 Гц, но в действительности кажется, что они забираются куда глубже – толчок самой тяжелой «бочки» на убойном уровне они выдают даже не поперхнувшись! Мощью на экстремальных низах они сразу напомнили гораздо более дорогие напольные Kanta 3 или Sopra 3, которые тоже способны посоревноваться по части энергетики со многими бас-машинами.

Радует и трактовка середины – выверенная по балансу, без «кевларовых» или карбоновых едковатых оттенков. Твитеры свой отрезок воспроизводит смягченно по динамике, немного выделя область 4-8 кГц, что придает общей картине не столько прозрачные или светлые, сколько насыщенные оттенки, которые собой отчасти перекрывают и воспроизводимый «воздух». Но, похоже, это единственное, что отличает новые модели от тех же «Канта» с бериллиевыми твитерами – куда более крутым моделям Chora уступает лишь в уровне звукового разрешения, но точно не в общей подаче. Саунд у них поставлен куда более фундаментально и «дорого», чем у серии Chorus. А драйвовый темперамент у них спокойнее, чем у Aria: с немного выпуклым верхним басом, с чуть приторможенным комфортным «панчем» и слегка скомпрессированной основной серединой. Сцена скорее панорамного плана – скорее широкая, чем глубокая.

Но не спешите с выводами. С кабелем InAkustik LS-1204 Air (небольшое сечение, воздушная изоляция) трактовка меняется кардинально! Тут же появляются атмосфера и объем, проявляется второй-третий планы, стереокартинка приобретает четкую трехмерность именно в глубину. Если прежний вариант можно было иногда упрекнуть в привязке некоторых кажущихся образов к АС, то теперь этой погрешности нет и в помине. Середина насыщается микродинамическими подробностями, а нижний верх, напротив, кажется? уже не таким настырным – воцаряется вожделенный баланс в СЧ/ВЧ-полосе, нюансы передаются более весомо и откровенно. Разве это не лучшее доказательство класса?

И все-таки Chora требуется кабель с минимальными потерями тока. Это ясно по тому, как с тонким «воздушным» проводом изменился низкий диапазон: в басах появилась монотонность, ослабла сила и четкость. Усилителю стало тяжелее демпфировать нагрузку, что проявилось и усилившимися басовыми резонансами в комнате. Даже перестановка акустики в самые нейтральные точки помещения подальше от стен не смогла до конца угомонить гулких послезвучий.

Из таких ситуаций есть весьма действенный выход, которым мало кто пользуется: квази-бай-вайринг. Для него не требуется раздельное подключение полос на акустике. Оба кабеля соединяются на одном терминале, образуя параллельную линию. Если это два одинаковых качественных провода, то мы, удвоив сечение, получаем такое снижение активного сопротивления в цепи, которое, соотносясь с внутренним сопротивлением выходных каскадов усилителя, порой способно во много раз улучшить фактор демпфирования. Такой незатейливый «твикинг» может отлично сработать и с разными кабелям (но, естественно, одинаковой длины): часть сигнала «уйдет» по линии с малой индуктивностью и с минимальными потерями в изоляции, а львиная доля токовой нагрузки «утечет» на вспомогательный проводник большого сечения (оба, кстати, не обязательно должны быть дорогими).

C Chora 826 и усилителем Denon это решение позволило поднять класс звучания так, что даже не хотелось завершать прослушивание: возросла четкость и динамика по всему диапазону, усилился эффект «материализации» в стереосцене – именно он и увлекал сильнее всего почти на всех воспроизводимых программах.

Теперь вы знаете, как из Chora, купленных, выражаясь по-простому, «за сто рублей», можно получить фактически звук «за двести», который, если не полениться с подбором усилителя и кабелей, по выразительности может прыгнуть и на все триста.

СИСТЕМА

  • Источники
  • ноутбук Apple MacBook Air A1465
  • Интегральный усилитель/DAC Denon PMA-1600NE
  • Кабели
    • цифровые InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
    • акустические InAkustik Referenz Referenz LS-1603 и LS-1204 Air
    • силовые InAkustik AС-1502 и P6

Focal Chora 826

Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

www.focal.com/ru

Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 48 — 28 000 Гц (+/-3 дБ) || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 39 Гц || Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/2,9 Ом || Частоты раздела полос: 270 и 2700 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 250 Вт || Отделка: черная лицевая панель/серый корпус, серая лицевая панель/темное дерево, кремовая лицевая панель/светлое дерево || Габариты: 303 х 1053 х 388 мм || Масса: 21 кг || Цена за пару: 109 900 руб.

Источник: http://www.salonav.com/arch/2019/10/akusticheskie-sistemy-focal-chora-826.htm